ЛАСТЫ (Fins )
Назначение - Ласты позволяют вам двигаться в воде со значительно меньшими усилиями и гораздо большей эффективностью, чем при обычном плавании. Используя большую площадь ласты, движение которой способны обеспечить сильные мышцы ног, вы имеете более эффективный гребок, нежели могут предоставить руки, которые в этом случае можно использовать для других целей. Все ласты, независимо от их типа и особенностей, имеют два обязательных элемента: 1) карман для ступни и 2) лопасть для гребка.
Типы - Современные ласты бывают двух основных типов: 1) регулируемые и 2) закрытого типа. Первые имеют открытую пятку и регулируемый ремешок, у вторых карман для ступни выполнен в виде галоши. Наибольшей популярностью у водолазов пользуются регулируемые ласты, поскольку их удобно надевать на сапожок мокрого гидрокостюма, и, кроме того, большинство мощных моделей имеют именно такую конструкцию. Ласты закрытого типа предпочитают ныряльщики в тропических водах, где не требуются гидрокостюмы.
Характеристики - Ласты, особенно регулируемого типа, имеют несколько характерных особенностей, которыми можно руководствоваться при выборе. Ремешки должны иметь такую конструкцию, чтобы их можно было легко и быстро отрегулировать, а также быстро расстегнуть и застегнуть фиксирующий механизм. Конструктивные особенности лопасти позволяют увеличить ее рабочие качества. К таким особенностям относятся: 1) ребра (ribs), которые увеличивают жесткость лопасти и действуют как вертикальные стабилизаторы; 2) клапаны, которые уменьшают сопротивление при движении и увеличивают эффективность и 3) каналы, повышающие эффективность, изменяя гидродинамику лопасти.
Материалы - Большинство современных ласт используют так называемую композитную конструкцию. Это значит, что они сделаны из различных материалов. Карманы для стоп и ремешки обычно изготавливают из резины или аналогичного материала, лопасти же - из различных термопластов. Также бывают полностью резиновые ласты.
Лопасти из термопласта более популярны, так как они обладают: 1) более легким весом; 2) большей гребковой эффективностью и 3) широким выбором цветовой гаммы.
Выбор - Выбор типа ласт зависит от: 1) вашего размера; 2) ваших физических возможностей и 3) географического положения акватории, где вы планируете погружаться. Форма ласт не имеет такого значения, как размер лопасти и ее жесткость. Чем больше площадь лопасти и меньше ее гибкость, тем больших усилий требуется от ваших ног. Если вы пользуетесь мокрым гидрокостюмом или сапожками от него, вам следует учитывать это при покупке, чтобы ласты были вам впору. С закрытыми ластами сапожки обычно не надеваются. Как вам уже известно, точное соответствие и удобство являются наиболее важными критериями при выборе водолазного снаряжения. Ласты также не являются исключением. Поэтому они, как и сапожки, не должны быть малы или сколько-нибудь стеснять или натирать ногу.
Подготовка к работе - Ласты закрытого типа не требуют особой подготовки, в то время как регулируемые нуждаются в тщательной предварительной подгонке. После чего ремешок фиксируется. Как уже отмечалось, регулировать ласты нужно на сапожке мокрого гидрокостюма. Ремешки новых ласт часто покрыты защитной смазкой, которую следует удалить, иначе ласты могут соскользнуть.
Уход - также как маску и трубку, ласты после использования промывают в пресной воде, хранят в сухом прохладном месте и оберегают от прямых солнечных лучей.
КОМПЕНСАТОР ПЛАВУЧЕСТИ (Buoyancy Control Device - BCD)
Назначение - Как мы уже говорили при обсуждении понятия плавучести, компенсатор - это своего рода надувная емкость, которую можно наполнять воздухом или стравливать его, регулируя тем самым вашу плавучесть. Современные компенсаторы могут наполняться как ртом, так и через специальный механизм воздухом из баллона. Стравливается воздух через специальный клапан или шланги.
Компенсатор является обязательной частью снаряжения при любых погружениях. Он используется для создания положительной плавучести при плавании по поверхности, во время отдыха и при оказании помощи партнеру. Под водой компенсатор позволяет поддерживать нейтральную плавучесть на любой глубине просто добавляя или стравливая из него воздух.
Типы - Существует три основных типа компенсаторов плавучести: 1) нагрудник, 2) наспинного размещения и 3 ) типа жилет. Нагрудник внешне напоминает спасательный жилет и надевается через голову. Компенсатор наспинного размещения располагается сзади, и компенсатор типа жилет надевается и носится как куртка-безрукавка, располагаясь частично на груди и частично на спине. Этот тип сегодня наиболее популярен.
Характеристики - Независимо от типа, компенсатор должен соответствовать пяти характерным требованиям:
1. Он должен вмещать достаточное количество воздуха для обеспечения плавучести вам и вашему снаряжению.
2. Он должен иметь шланг подачи / сброса достаточно большого диаметра, чтобы не было затруднений движению воздуха.
3. Он должен иметь систему инфлятора низкого давления для возможности его заполнения воздухом непосредственно из баллона. Эта система должна быть легко доступна и проста в обращении.
4. Он должен иметь предохранительный клапан для предотвращения повреждения компенсатора при случайном переполнении.
5. Он должен иметь соответствующую конфигурацию и ремни для удобного ношения и предотвращения смещения при заполнении.
Компенсатор должен быть по возможности максимально обтекаем на вашем теле. Различные дополнительные приспособления включают: карманы, свисток для сигнализации на поверхности, крепления для шлангов и различные кольца и карабины для фиксации элементов снаряжения.
Материалы - Современные компенсаторы выпускаются конструктивно двух видов - двух и однокамерные. Двухкамерный состоит из внутренней емкости (обычно изготавливается из уретанового пластика), которая собственно и содержит воздух, и наружной оболочки из нейлоновой ткани, которая предохраняет внутреннюю емкость от порезов, проколов и других повреждений. Однокамерная конструкция обычно выполнена из прорезиненной ткани, материал емкости достаточно прочен, чтобы выполнять и защитные функции и удерживать воздух. Оба варианта весьма популярны и (при условии, что материал прочен и износостоек) явных преимуществ одного перед другим назвать сложно.
Подготовка к работе - Компенсатор требует точной подгонки и регулировки, чтобы быть впору. Если он будет слишком свободен, он может сместиться на теле и причинить неудобство водолазу. Если же он слишком тесен, это также ведет к неудобствам, особенно в наполненном состоянии.
Если у вас компенсатор наспинного размещения или типа жилет, закрепите его на баллоне, и только после этого осуществляйте подгонку. При сдутом компенсаторе ослабьте регулировочные ремни или, наоборот, подтяните, если требуется. После этого попросите кого-нибудь помочь вам его надеть и как следует отрегулировать крепления. Вы должны иметь возможность без труда наклоняться из стороны в сторону и нагибаться вперед. Наконец, заполните компенсатор воздухом. Даже в полностью надутом компенсаторе вам должно быть удобно и ничего не должно стеснять ваших движений. Уход и обслуживание - В дополнение к промыванию, сушке и хранению в тени существуют еще две процедуры по уходу за компенсатором:
1) Компенсатор нужно промывать пресной водой не только снаружи, но и внутри. (Для этого наполните его примерно на треть водой через шланг инфлятора, надуйте воздухом и хорошенько взболтайте, ополаскивая внутренние стенки емкости. Затем полностью слейте всю воду через шланг).
2) Хранить компенсатор следует частично заполненным воздухом.
Некоторые компенсаторы могут иметь специальные требования по уходу за их узлами и механизмами, Следуйте всем рекомендациям, указанным в инструкции изготовителя.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ(Scuba Systems)
При свободном нырянии ваше пребывание под водой ограничено временем, в течение которого вы в состоянии задерживать дыхание. Водолазное снаряжение позволяет вам находиться там более продолжительное время, обеспечивая вас компактной системой воздухоснабжения. Автономное снаряжение надежно и просто в эксплуатации. Оно состоит из баллона (сосуд высокого давления, содержащий сжатый воздух - и никогда кислород), запорного вентиля (открывает и закрывает подачу воздуха), подвесной системы (крепит баллон на спине), регулятора (обеспечивает подачу необходимого количества воздуха на вдох) и подводного манометра (с его помощью вы контролируете запас воздуха в баллоне). Итак, начнем с баллона.
БАЛЛОНЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ(Scuba Tanks)
Назначение - Баллон дыхательного аппарата представляет собой цилиндрический металлический контейнер для безопасного хранения воздуха высокого давления, предназначенного для дыхания водолаза.
Типы и характеристики - Баллоны могут вмещать различное количество воздуха, в зависимости от их размера и давления. Емкость баллона выражается в килограммах или литрах вмещаемой им воды. Даже небольшой баллон может содержать значительное количество воздуха за счет его сжатия, тремя наиболее распространенными размерами баллонов являются баллоны емкостью 8, 10и 11,5 литров, хотя существуют и другие. В некоторых случаях для увеличения запаса воздуха объединяют два баллона.
Стандартный 11,5 литровый баллон вмещает количество воздуха, по объему примерно эквивалентное объему'' небольшого чулана. Однако воздух при этом сжат до размеров цилиндра 60 см длиной и 15 см в диаметре. При закачивании воздуха в баллоне его давление возрастает. Рабочее давление в баллонах дыхательных аппаратов может превышать 32 МПа (320 атм), но обычно оно находится в диапазоне от 20,7 до 27,6 МПа (207 - 276 атм).
Материалы - Баллоны дыхательных аппаратов могут изготавливаться как из алюминия, так и из стали. Оба варианта регламентируются жесткими правилами, установленными Департаментом транспорта США (DOT) и аналогичными агентствами в других странах. В соответствии с этими правилами, баллоны должны проходить периодические испытания на прочность - опрессовку (подробнее - в разделе "Уход и обращение с баллонами и вентилями"). Как сталь, так и алюминий одинаково приемлемы для изготовления баллонов.
Правилами установлено, что на горловине баллонов высокого давления должна наноситься клеймением специфическая информация. Эта маркировка указывает: материал, из которого баллон изготовлен и максимальное разрешенное давление (рабочее давление). Дополнительно наносится серийный номер баллона для его идентификации, даты всех опрессовок и клеймо завода-изготовителя.
Выбор - Выбор подходящего баллона будет зависеть среди прочих факторов, от вашей комплекции и специфики предполагаемых погружений. Проконсультируйтесь у вашего инструктора или обратитесь в учебный центр PADI. где вам помогут подобрать то, что нужно.
Подготовка к работе - Помимо подсоединения баллона к остальному снаряжению, единственное, что требуется - иметь его наполненным воздухом. Подсоединение будет разобрано в разделе ''''Пoдгoтовкa к занятиям в бассейне".
Уход и обслуживание - Поскольку баллон и запорный вентиль образуют единый блок, вопросы ''ухода и обращения с ними мы обсудим вместе в конце следующей главы.
ЗАПОРНЫЕ ВЕНТИЛИ БАЛЛОНОВ(Tank Valves)
Назначение - Запорный вентиль служит для открытия и прекращения подачи воздуха из баллона.
Типы - Существует два основных типа запорных вентилей: 1) вентиль типа "К",- просто клапан с функциями закрыто / открыто, и 2) вентиль "J" типа, имеющий встроенный механизм, сигнализирующий о критическом снижении давления воздуха в баллоне.
В вентиле "J" типа находится пружинный клапан, который удерживается в открытом положении давлением воздуха в баллоне, пока оно не падает до значения 2 - 4 МПа (20-40 атм). При падении давления ниже этой отметки, клапан под действием пружины начинает закрываться, увеличивая сопротивление дыханию. Это сигнализирует о критическом снижении давления в баллоне. В этом случае вам следует вручную опустить рычаг вентиля, с тем чтобы восстановить нормальную подачу. В начале погружения рычаг должен находиться в верхнем положении, и быть повернут вниз, когда дыхание станет трудным. Не полагайтесь на "J" вентиль как на единственный показатель критического уменьшения воздуха, поскольку рычаг может быть случайно сдвинут в начале или во время погружения. Единственный надежный способ контролировать давление в баллоне, это использовать подводный манометр, о котором мы поговорим в этом модуле чуть позже.
Выпускной канал вентиля окружен кольцевым резиновым уплотнением (O-ring), предназначенным для герметизации в месте соединения при подсоединении регулятора к баллону.
Характеристики - В целях безопасности все запорные вентили должны быть снабжены разрывным диском. Разрывной диск предотвращает чрезмерное повышение давления в баллоне, которое может случиться от переполнения его при зарядке или от перенагревания. Если давление станет слишком высоким, разрывной диск сработает, выпуская воздух и предотвращая возникновение опасной ситуации.
Материалы, выбор и подготовка - Практически все современные запорные вентили сделаны из хромированной латуни. Обычно, когда вы выбираете баллон, вентиль на нем уже установлен. Никакой специальной подготовки не требуется.
УХОД ИОБРАЩЕНИЕ С БАЛЛОНАМИ И ЗАПОРНЫМИ ВЕНТИЛЯМИ
Обращение - Баллоны дыхательных аппаратов достаточно тяжелые и неустойчивые в вертикальном положении, а в горизонтальном положении имеют тенденцию кататься. Следует всегда закреплять их, чтобы этого избежать. Падающий или катящийся баллон может повредить не только свой вентиль, но также другие предметы и людей, оказавшихся на пути. Всегда надежно фиксируйте баллоны и никогда не оставляйте стоящий баллон без присмотра. При транспортировке уложите баллоны горизонтально и закрепите или свяжите их.
Уход - Помимо ополаскивания в пресной воде, просушивания и хранения в тени, как это принято для остального снаряжения, для баллонов с вентилями существует ряд специальных мер по уходу и содержанию.
Запорный вентиль должен функционировать легко и плавно. Если с этим возникают какие-либо трудности, не пытайтесь его смазать. Обратитесь за помощью в профессиональный водолазный магазин. Закрывать вентиль следует всегда плавно и необходимо избегать слишком плотного затягивания, поскольку это может повредить уплотнение.
Баллоны заполняются только сухим воздухом, поскольку, если влага попадает внутрь баллона, его стенки быстро корродируют с образованием ржавчины. Также важно предотвратить попадание внутрь воды в процессе погружении. Лучший способ быть уверенным, что вода не попадет в баллон, это никогда не снижать в нем давление до нуля.
Поскольку металл баллона подвержен разрушению, он должен периодически проходить проверку на давление, которая называется гидростатическим испытанием или опрессовкой.
Правильное хранение - еще один важный вопрос. Баллоны должны содержаться в прохладном месте, поскольку с повышением температуры давление в них растет.
на главную
на страницу выше
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|